1 авг. 2011 г.

Архитектура Индии. Строительство в камне

Камень в качестве строительного материала употреблялся редко, главным образом в тех районах, где нельзя было добыть глины и дерева. Хорошо известны монолитные каменные столбы, получившие широкое распространение в III в. до н.э. в качестве отдельно стоящих мемориальных столбов – стамбха.

Монолитные столбы встречаются также в виде опоры для перекрытий во дворце Ашоки, датированном III в. до н.э. И те, и другие колонны отполированы до зеркального блеска. Подобное качество полировки встречается в стенах первых известных пещерных буддийских сооружений, и в каменных отдельно стоящих скульптурах, относящихся к III в. до н.э. Впоследствии эта техника полировки каменной поверхности была утрачена.

Специфическим видом каменного строительства в период древности и средневековья были сооружения, высеченные в скалах, известные в Индии с III в. до н.э. и продолжавшие создаваться вплоть до начала Х в. В результате каких обстоятельств возникло в Индии скальное строительство, была ли эта практика занесена извне, или появилась независимо от каких-либо веяний, пока что не установлено. Скальные сооружения были еще известны задолго до этого в Древнем Египте в XVI в. до н.э., в Малой Азии в VIII – V вв. до н.э. и других странах. Позднее скальное строительство развивалось в Китае.

В индийском скальном зодчестве различаются два типа сооружений такого рода:

  • пещерный, когда в скалах высекался только интерьер и обрабатывалась фасадная плоскость со стороны входа и
  • монолитный вид сооружения, при котором в монолите скалы вместе с интерьером создавались наружные архитектурные формы.

Скальная техника заключалась в следующем: сооружения различного типа высекались в монолите скалы скульптурным методом. Скале сначала придавали отвесную поверхность, затем на ней намечали сетку квадратов из горизонтальных и вертикальных линий со стороной квадрата не более 60 см.

После того как на фасадной плоскости были намечены контуры проёмов и столбов и было вынуто из скалы достаточное количество излишнего материала, начиналась работа над интерьером и детальная обработка столбов. При сооружении монолитных храмов, высеченных целиком из массива скалы, соблюдалась несколько иная последовательность работ, чем при пещерном строительстве. Огромные каменные глыбы при помощи скульптурной, по сути, обработки были обращены в архитектурные произведения. Избранная глыба скалы первоначально уменьшалась до необходимых размеров. Работы начинались сверху, для грубой ориентировки положения горизонталей и вертикалей в скале делаются углубления и ступени.

При всех своих отличительных свойствах памятники скального строительства, возникшие в различных странах и в разное время имеют общее ценное для исследователей качество. Выполненные в наиболее прочном естественном материале, они прекрасно сохранились без каких-либо последующих дополнений, изменений, переделок и реставраций.

При недостаточности уцелевших памятников гражданского строительства в Индии от древности и средневековья скальные сооружения приобретают особую ценность. В скале навечно запечатлены с документальной точностью конструктивно-строительные и декоративные формы, выработанные в строительстве в таких недолговечных материалах, как дерево, бамбук, кирпич, глина и другие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий