5 янв. 2011 г.

Архитектура Древней Греции. Здания и архитектурные ансамбли

Развитие ордеров в Древней Греции было связано главным образом с формированием основных типов зданий общественного назначения и, прежде всего, храмов. В связи с представлениями о храме как о жилище божества его первоначальная композиция формировалась под воздействием древнейшего жилого дома - мегарона с портиком перед ним и статуей внутри помещения.

Простейший тип храма – антовый. Он состоял из прямоугольного зала – целлы (наоса) и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен – антами.

Развитием храма в антах служит простиль, у которого четырёхколонный портик выдвинут по отношению к антам, а также амфипростиль – с двумя торцовыми портиками на противоположных сторонах. Наконец, в период архаики сформировался – периптер, имеющий колоннаду с четырёх сторон (по периметру).

Здания ионических храмов архаического периода дошли до наших дней в небольшом числе и в сильно разрушенном состоянии.

Архитектурный ансамбль Акрополя был задуман и осуществлен как грандиозный памятник победы греков в греко-персидских войнах. Он должен был увековечить подвиг эллинской армии, отстоявшей свободу и независимость своего народа. Новые храмы Акрополя, прославлявшие богиню Афину, покровительницу города, должны были поднять международный авторитет государства и обосновать справедливость его притязаний на лидерство в Элладе.

Начавшееся в 448 г. строительство на Акрополе велось по единому плану, в который вносились изменения по ходу работ.

В ансамбле Афинского Акрополя большое значение имеет комплекс сооружений, создающих торжественный вход на Акрополь – Пропилеи (437-432 гг. до н.э.), построенные по проекту архитектора Мнесикла, известного афинского архитектора того времени, из пентелийского мрамора.

Пропилеи являются первой в истории архитектуры попыткой оформления фасада целого архитектурного комплекса. Роскошный вход на Акрополь, обещая зрелище великолепных храмов, настраивал посетителя на торжественный лад. Центральный фасад Пропилеи был оформлен в виде шестиколонного дорического храма, колонны которого располагались по сторонам фасада по три, давая простор священной дороге, по которой могли двигаться всадники и колесницы.

Дорический ордер здания был смягчен тем, что колонны, высокие и стройные (высотой 8,81 м), приближались к типу ионических колонн, а антаблемент, верхняя часть ордера, был значительно облегчён. Это первый известный нам пример использования ионического ордера в интерьере дорического сооружения.

Правое крыло Пропилеи примыкало к высокому выступу крепостной стены Акрополя, так называемому пиргосу; на его площадке архитектором Калликратом был выстроен небольшой храм Ники Аптёрос («Бескрылой победы»), который по праву считается жемчужиной ионической архитектуры. Как поясняет Павсаний, афиняне изобразили крылатую богиню Нику лишённой крыльев для того, чтобы победа навсегда осталась в Афинах. Место, где был поставлен этот небольшой храм, издавна предназначалось для добытых на войне трофеев и было выбрано не случайно: на нём прежде стоял храм, разрушенный персами.

Храм строился с 430 по 420 г. до н.э. и принадлежал к типу амфипростильных, с двумя четырёхколонными портиками с западной и восточной стороны, размеры храма 5,4 × 8,14 м по стилобату. Как и другие сооружения ансамбля Акрополя, он был выстроен из пентелийского мрамора. Ионические колонны высотой 4,04 м, изящные и лёгкие, поддерживали антаблемент, верхнюю часть ордера, с несколько утяжелёнными пропорциями, сближающими его с дорическим. Над разделённым на три части архитравом тянулся сплошной ионический фриз (зофор), выполненный в технике высокого рельефа, длиной 2126,3 м и высотой 0,44 м, опоясывая верхнюю часть целлы. В карнизе преобладают выносные обломы и слабо развита поддерживающая часть. Этот приём предохранял конструкцию от дождевых подтёков, а в солнечную погоду создавал интересные светотеневые соотношения с глубокими рефлексами на золотистом мраморе карниза.

Создатель храма, архитектор Калликрат, избрал темой этого фриза не мифологический сюжет, как это было принято во всех других сооружениях такого типа, а взял его из исторической действительности. На фризе храма были изображены сражения греческих воинов с персами в греко-персидских войнах.

Огромный ущерб, нанесённый рельефам фриза храма Ники Аптерос, не позволяет в полной мере оценить высокое мастерство его создателей. Почти все изображения лишены голов и обезображены до такой степени, что иногда невозможно установить содержание на основании сохранившихся фрагментов.

Важнейшей частью скульптурного декора храма Ники была балюстрада, украшенная барельефами высокого художественного достоинства. Плиты балюстрады несут на себе изображения богини Ники, отличающиеся яркой выразительностью и редким совершенством.

Среди них особо выдается своими художественными достоинствами «Ника, завязывающая сандалию». Ника изображена одетой в хитон широкого покроя, спущенный с правого плеча и падающий до самых пят. С левой руки богини свешивается плащ, окутывающий нижнюю часть тела роскошными волнообразными складками.

Хитон плотно прилегает к телу, и под тонкой тканью чётко обрисовываются упругие и волнующие формы юной богини. Они настолько рельефно обозначены, что многие исследователи называют такую трактовку «мокрой одеждой».

Подчёркнутое осевое построение амфипростиля придало композиции чёткую двустороннюю ориентацию на запад – в сторону главной дороги и на восток – в сторону главного храма акрополя – Парфенона.

Парфенон, посвящённый покровительнице полиса богине Афине, был возведен в 447 - 432 гг. до н.э. на самой высокой площадке Акрополя.

Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на основе которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец композиции, ставший шедевром древнегреческой и мировой архитектуры.

Парфенон был построен из пентелийского мрамора. Почти белый после добычи, он приобретал со временем теплый золотистый оттенок благодаря присутствию в нём окиси железа, этот оттенок принято называть патиной (от итал. pátina - плёнка). Достоинством пентелийского мрамора является и то, что он поддаётся точной обработке.

Парфенон – самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Длина храма равна 69,54 м, ширина – 30,89 м. Сорок шесть окружающих его колонн, высотой 10,4 м, имеют едва заметное утолщение к середине, уподобляющее их мышце живого существа (энтазис). Колонны чуть наклонены вовнутрь и по отношению друг к другу, так что если их продолжить в высоту, то на большом расстоянии от земли они соединятся. Таким образом, будучи лишёнными геометрической сухости и прямолинейности, они производят впечатление живых существ. Каждая колонна состоит из 10 ÷ 12 барабанов. Они были настолько плотно и точно подогнаны друг к другу, что линию стыка почти невозможно было отличить. Расстояние между колоннами равняется одному и одной трети диаметра нижнего барабана, благодаря чему создается живописная игра света и теней, радующая своим плавным ритмом глаз зрителя. Колонны несколько суживаются кверху благодаря тому, что нижние и верхние барабаны имеют различную толщину – диаметр нижнего составляет 1,904 м, верхнего – 1,481 м, диаметр нижнего барабана угловой колонны – 1,968 м.

Храм покоится на высоком трёхъярусном постаменте, верхняя поверхность которого, стилобат, имеет искривления (курватуры), создающие некоторую выпуклость. Эти курватуры позволяют избежать нежелательного оптического эффекта: если бы поверхность стилобата была строго горизонтальной, она казалась бы прогнувшейся под тяжестью колонн.

Целла была поделена стеной на две неравные части: восточная часть, предназначенная для статуи Афины, имела в длину 29,9 м, западная часть - опистодом, предназначавшаяся для хранения государственной казны и официальных документов, носила название «Парфенон», что означает «помещение для девушек». Существует предположение, что именно здесь избранные девушки ткали пёплос, который во время торжественных праздников преподносили богине Афине.

Иктин воздвиг в целле Парфенона, в восточной части, внутренний перистиль, ограничивавший с трёх сторон пространство, в котором должна была царить громадная статуя Афины, изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Остов статуи был деревянным и для его сооружения (ему предстояло выдержать огромную тяжесть) требовались особые познания в инженерном искусстве. На этом остове монтировались детали фигуры: открытые части тела – лицо, шея, руки – были изготовлены из слоновой кости; одежда, украшения и шлем – из золота. Согласно сведениям, сохранившимся у древних авторов, для изготовления золотой одежды Афины потребовалось свыше сорока талантов (более тонны) золота. Колоссальная статуя Афины была помещена в храме так, чтобы на неё падал свет, лившийся из отверстия в крыше (гипетры). В полусумраке храма сверкающая золотом статуя производила неизгладимое, почти мистическое впечатление.

Если Парфенон должен был прославить в эллинском мире богатство, могущество и процветание современных Афин под мудрым руководством Перикла, а великолепие его убранства подтвердить особую милость и благоволение олимпийских богов к этому городу, то Эрехтейон – храм Афины Полиады и Посейдона-Эрехтея, был обращен в далекое прошлое государства, напоминая о древнейших мифах и легендах, связанных с возникновением города.

Эрехтейон – последняя по времени постройка акрополя 421-406 гг. до н.э.) – расположен рядом с Парфеноном. Он имеет значительно меньшие размеры (11,63 × 23,5 м по стилобату), но более сложную структуру.

Перед архитектором Эрехтейона стояли трудные задачи.

Площадка Акрополя в этом месте резко понижалась по направлению к северо-западу, и надо было использовать эту особенность строительной площадки, не нарушая целостности культовых мест и композиционного единства будущего храма. Вторая трудность заключалась в том, что в храме надо было объединить культы древних аттических богов и героев с культом главных олимпийских богов – Афины и Посейдона. С этими трудностями зодчий блестяще справился.

Главное здание Эрехтейона представляет собой ионический амфипростиль построенный из пентелийского мрамора и поднятый на трёхступенчатый постамент. Храм был ориентирован, как и Парфенон, по линии восток – запад, и имел два портика, с восточной и западной стороны. Портик восточного фасада состоял из шести изящных и стройных ионических колонн высотой 6,59 м.

В связи с перепадом уровней строительной площадки вся западная часть целлы поднята на высокий цоколь (3,75 м), и этот цоколь образует как бы нижний этаж.

Верхняя часть целлы Эрехтейона была богато украшена. Под архитравом вдоль длинных сторон здания тянулась лента из пальметт, ограниченная сверху и снизу киматиями. Выше архитрава помещался фриз, незначительные фрагменты которого сохранились. Фриз был увенчан карнизом, над которым с западной и восточной стороны высились фронтоны. Крыша была украшена акротериями.

К западной части главного здания храма примыкают два дополнительных портика. Северный шестиколонный портик, с четырьмя колоннами по фасаду и двумя по бокам, высотой в 7,63 м, по отношению к площадке Акрополя находится на более низком уровне, чем южный, при этом по размеру он значительно больше и имеет в длину 12,53 м и в ширину 7,44 м, тогда как длина южного портика составляет всего 4,07 м при ширине в 3,05 м. Южный портик замечателен тем, что в нём вместо колонн архитрав поддерживают шесть женских фигур, так называемых кариатид, четыре по фасаду и две по бокам.

Эрехтейон, последнее произведение классической греческой архитектуры на площадке Акрополя, был не только самым оригинальным, но и одним из самых совершенных произведений греческого искусства. Изящные и утончённые формы, которые принял в Эрехтейоне ионический ордер, свидетельствуют о том, что Афины, создавая общеэллинский архитектурный стиль, продолжали ощущать себя частью ионического племени, склонного в своем зодчестве к грациозности и роскоши.

Созданный во времена Перикла архитектурный ансамбль Акрополя не только олицетворял величие Афинского государства, стоявшего во главе крупнейшего политического образования – Афинского морского союза, но и стал памятником, воплощающим эстетические и этические принципы эллинской культуры в целом.

Но уже с IV в. до н.э. храмы начинают терять ведущее значение и получают все большее развитие здания и комплексы светского назначения, формирующиеся как элементы общей структуры городов.

Экономика, менеджмент, маркетинг и финансы. Готовые решенные задачи!

Экономика, менеджмент, маркетинг и финансы. Статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий