Неолитuческая революция – это переход человечества от существования за счёт охоты и собирательства к жизни путём ведения сельского хозяйства и скотоводства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. За счёт земледелия и скотоводства живем и мы с вами, и всё человечество. Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо), которые впервые стали культивировать в X – VIII тыс. до н. э. в горах Анатoлии, Ирaне и Иерихoне, мы выращиваем и поныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретённый» в мезолите-неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке разводятся и по сей день. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком, молочными и другими продуктами.
Первыми были одомашнены собаки – в мезолите, потом овцы и козы, крупный рогатый скот и несколько позднее – свиньи. Каждое из первых домашних животных появилось в различной области: овца – на высокогорье современных Турции и Ирака, коза – в Загрoсских горах в современном Иране, крупный рогатый скот – на Анатолuйском плато в современной Турции. Период одомашнивания завершился между IX – VII вв. до н. э. Лошадь была одомашнена в степях и лесостепях Южного Приурaлья несколько позднее.
Толчком к неолитической революции, по-видимому, послужил резкий подъём температуры на планете между XI и IX тысячелетиями до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикaспием и Закавкaзьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать.
Пищи для животных стало мало. Большая часть их уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи, научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе.
Это и привело к рождению цивилизации. Она могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка.
В эпоху палеолита наиболее ранним жилищем человека были пещеры, иногда не требовавшие почти никакой затраты труда для их использования, укрытия под навесами скал, т. е. то, что он находил в природе пригодным для жилья.
Постепенно человек в случае отсутствия природных жилищ научился их сооружать. Для постройки жилья первоначально использовались такие доступные материалы, как ветви и жерди, тростник, глина.
Наиболее ранние формы искусственно сооружаемого жилища – это плетёный из веток ветровой заслон; шалаш двускатной или конической формы и куполообразная, круглая в плане хижина, причём тип жилья определялся преимущественно природными условиями. Так, в умеренном климате получает развитие землянка, т. е. вырытая в земле яма, которая сочеталась с шалашом в качестве покрытия. Последнее имело вид шатра с отверстием для выхода дыма, устраивалось из веток и жердей и засыпалось землёй.
Вход представлял собой спуск, который перекрывался жердями и также засыпался землёй. Расположенный внутри землянки очаг состоял из камней, которыми иногда выстилался и пол. Такая землянка – весьма распространенный в эпоху палеолита тип постоянного зимнего жилища. Постройки больших размеров иногда устраивались наземными.
На территории бывшего СССР значительное число палеолитических жилищ было открыто учеными в селах Тимонoвке (около Брянска), Гагaрине (верховья Дона), Костeнки (близ Воронежа). Последнее представляло собой большое жилище длиной до 35 м и шириной до 16 м и имело 9 очажных ям, расположенных по средней линии пола. Кровля поддерживалась стоящими внутри здания столбами.
Постройки периода неолита обнаруживаются в разных частях света. На территории Украины исследованы поселения так называемой «Трипольской культуры» в среднем и нижнем Приднепровье, относящейся к III – II тысячелетию до н.э. Эта культура получила название трипольской, так как впервые была обнаружена в с. Трипoлье, в 50 км к югу от Киева.
Характерным примером планировки родового трипольского поселения служат раскрытые археологическими работами остатки поселка Коломuйщина, в котором жилища располагались двумя концентрическими кругами. По внешнему кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему – преимущественно малые, всего 39 жилищ. Центральная часть оставалась незастроенной, вероятно, служила для загона скота и, может быть, для совершения обрядов и празднеств. Размещение жилищ по кругу создавало некоторую замкнутость и укреплённость поселения.
Большие дома Коломийщины длиной до 30 м и площадью 150 кв. м, с тремя-четырьмя печами, судя по количеству найденного в них инвентаря и качеству построек, принадлежали наиболее значительным родовым коллективам и вмещали до 20 . 30 человек каждый. Малые дома площадью до 30 кв. м появились в результате начавшегося выделения парной семьи. В целом все дома селения могли вместить родовой коллектив более 500 человек. Стены представляли плетень из прутьев то столбам. Наличие таких стен по продольным сторонам здания дает основание предполагать двускатную кровлю. Помещения освещались через небольшие круглые окна.
Другим типом жилища периода неолита, относящимся к его поздней стадии, служат свайные постройки, возводившиеся над водой рек и озёр или в заболоченных низких местах. Такое размещение жилищ объяснялось большим значением рыбной ловли в хозяйстве их обитателей. В целях защиты от нападения свайные постройки высоко подняты над водой.
В значительном количестве встречаются свайные постройки в Центральной Европе. В озёрах Швейцарии они сохранились в затопленном состоянии вследствие повышения уровня воды.
В эпоху бронзы (2 тыс. до н. э.) широко распространяются зародившиеся еще в период позднего неолита так называемые мегалитические сооружения (от греческого «mega» – большой и «litos» – камень) – постройки из крупных каменных глыб или плит. Они встречаются в различных местах земного шара: на Украине (в Крыму), в России (на Кавказе), в Северной и Западной Европе (Франция, Англия, Дания, Голландия), на Балканском полуострове, в Иране, в Индии, в Корее, в Северной Африке и в других местах. Огромная работа по перемещению и установке каменных глыб производилась соединенными усилиями большого количества людей.
Наиболее распространенными памятниками подобного рода являются дольмeны. Термин «дольмен» образован двумя корнями бретoнского языка: «daol» – «стол» и «men» – «камень». Классически дольмен представляет собой некое подобие «ящика», составленного из нескольких вертикальных каменных плит, перекрытых горизонтальными. Плиты достигали в весе нескольких десятков тонн.
Первоначально дольмены были небольших размеров – около 2 м в длину и около 1.5 м в высоту. В последующем им придавали большие размеры и устраивали подход к ним в виде каменной галереи иногда протяженностью до 15 - 20 м. Во времена их постройки дольмены служили коллективными погребальными камерами, о чём свидетельствуют как останки костей, так и клады, найденные в камерах дольменов: керамика, костяные украшения, топоры и наконечники стрел из полированного камня.
Другой вид мегалитических сооружений – менгиры представляют собой каменные столбы, округлые в сечении, поставленные вертикально, достигающие иногда 20 м высоты и 300 т веса.
Название «менгир» происходит от бретoнских слов «men» – «камень» и «hir» – «длинный». Внешне менгир выглядит как вертикально врытый в землю каменный столб. Менгиры, стоящие одиноко, как правило, являются самыми высокими. В большинстве случаев они находятся близ дольмена, поэтому, возможно, что и они были связаны с погребальными обрядами.
Иногда менгиры стоят группами, располагаясь параллельными рядами протяженностью до 3 км (Карнaк в Бретaни, где количество их доходит до 3.000); можно предполагать, что каждый менгир ставился в память какого-либо умершего. Появление менгиров не вызывалось какой-то жизненной необходимостью, которая заставляла человека строить жилища или склады запасов. В их создании была заложена идея, несвязанная непосредственно с борьбой за существование, тем не менее прилагались немалые усилия, чтобы добыть, доставить и водрузить эти камни, достигающие значительных размеров. Несомненно, в этом случае можно констатировать некоторое сознательное намерение достигнуть определенного впечатления, которое производят эти камни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий