4 янв. 2011 г.

Архитектура Древней Греции. Древнегреческий ордер

Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, которая возникла в результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне.

Общий композиционный строй системы получил позднее название классического ордера (от лат. порядок, строй).

Используемая стоечно-балочная система достигает в Греции вершины своего художественного осмысления. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных архитектурных элементов. Основными являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треугольным фронтоном.

Различают два основных ордера древнегреческой архитектуры - дорический и ионический. Название ордеров связано с местами их возникновения. Дорийцы и ионийцы - одни из основных древнегреческих племён. Сформировались ордера в основном в архаический период, но наибольшего совершенства они достигли в классическую эпоху.

Первый - более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжён; второй - более лёгок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжён. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека, что свойственно греческому искусству.

Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер - с «утончённостью женщин, их украшениями и соразмерностью».

Каменные ордера несут на себе следы более древней деревянной системы, ясные и логичные формы которой были конструктивно и художественно переосмыслены при переходе на новый материал.

Дорический ордер является самым простым и строгим, из всех наиболее массивным и подобно своему деревянному прототипу имел три основные части:

  • основание - стереобат (крепйда),
  • несущие опоры - колонны и
  • - несомую конструкцию - антаблемент.

Дорический храм возводился на высоком, обычно трёхступенчатом основании - крепиде. Ступени по своим размерам не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась исходя из общих размеров сооружения. Размеры отдельных частей сооружения и их взаимные соотношения основаны на единой мере - модуле.

Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью. Назначение последней - создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн.

Квадратная плита капители (абака) поддерживается круглой плитой в виде перевёрнутого усечённого конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки от антаблемента на колонну по всему её сечению. Ствол дорической колонны обработан каннелюрами сегмéнтного сечения с острыми гранями (обычное число каннелюр составляло 16 ÷ 20). Ствол не имеет базы и опирается непосредственно на стилобат (верхняя плита стереобата).

Греческий ордер - это не только каменная конструкция, но и полноценная художественно выразительная система, отличающаяся пластической обработкой и гармоничной пропорциональностью своих частей. Расширение ствола колонны книзу подчеркивает её роль несущего элемента.

Антаблемент членится на три основные части, конструктивная необходимость которых ясно выявлена ещё в деревянном ордере.

Нижнюю часть представляет несущая балка - архитрав. Гладкий дорический архитрав увенчан полочкой (тенией). Под тенией в месте установки каждого триглифа помещается дополнительная полочка - регула.

Средняя часть антаблемента - фриз, в котором чередуются плиты с вертикальными вырезами - триглифы и в промежутках между ними - метопы, иногда украшенные барельефами. Триглифы расположены по осям колонн и посредине пролёта между ними. Угловой триглиф, как правило, сдвигался с оси колонны на самый угол фриза.

Верхняя часть антаблемента - карниз нависает над всей конструкцией, его свешивающаяся часть скашивается книзу, чтобы вода с крыши не подтекала под карниз, и своей чёткой горизонталью завершает композицию. На нижней поверхности карнизной плиты помещаются прямоугольные плиты (мутулы). По верху карниза боковых фасадов храма часто располагался водосточный жёлоб, который переходил на наклонные карнизы фронтонов.

Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания или колоннады, ограниченное по бокам скатами крыши и карнизом у основания. На углублённом поле фронтона (тимпане) часто помещались скульптурные группы. Фронтоны по углам и посредине увенчивались акротёриями (статуи или орнаменты).

В архаичный период при переходе к сооружению храмов целиком из камня строители, убедившись в недостаточной его прочности при работе на изгиб, стали резко утолщать архитравы и колонны. При этом интерколумнии настолько уменьшились, что иногда абаки почти соприкасались (храм Аполлона в Сиракузах).

Однако позднее, лучше прочувствовав работу каменных балок, древнегреческие зодчие пришли к заключению, что пролёт балок в свету можно увеличить до трёх диаметров колонн, которые её поддерживают.

Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет профилированную базу и капитель. Многообразные формы баз разделяются на два основных типа: малоазийский и аттический.

Формы аттической базы особенно ясны и лаконичны. Её профиль состоит из двух валов с зажатой между ними скоцией (от греч. темнота) - архитектурный облом с вогнутым профилем).

Основные элементы базы чётко разделяются полочками. Валы иногда украшались бороздками или плетёнкой. Известен вариант аттической базы с увеличенной скоцией, сильно расширяющейся книзу.

Криволинейные профили (обломы) баз, капителей и других элементов ордера вычерчивались не по циркулю, а, по-видимому, на глаз, приближаясь к более сложным кривым, отчего они казались упругими и пружинящими.

В развитой ионической капители между абаком и эхином помещалась подушка с двумя завитками – волютами.

Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей - иоников.

Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом - лёгкостью, ажурностью и пространственностью.

Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы - фасции. Фриз не имел триглифов, а иногда сплошь покрывался барельефом.

Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю - поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались индивидуально.

В единстве утилитарного и художественного начала отразились реалистические основы греческой архитектуры. Соразмерность достигалась выисканными гармоническими отношениями и расчётом частей здания по модулю.

Модуль (от лат. мера) - это исходный размер какой-нибудь части сооружения (ширина стилобата, диаметр колонны, ширина триглифа), с которым остальные размеры здания и его элементы связаны простыми кратными или иными отношениями. Таким образом, с помощью модуля устанавливались относительные размеры здания и его частей, что же касается абсолютных размеров, то для их определения достаточно было выразить размер модуля или какой-либо из основных размеров храма с помощью принятых мер длины.

В VI в. до н.э. плиты стилобата являлись той каменной линейкой, которая определяла пропорции классического храма. Начиная с V в. до н.э. роль модуля стала играть ширина триглифа для дорических храмов и нижний (больший) диаметр колонны - для ионических.

В установленную соразмерность дорических храмов, помимо сдвига и наклона колонн, вводились и некоторые другие поправки.

Некоторые из них учитывали оптические иллюзии или иные особенности зрительного восприятия. Так, например, угловые колонны утолщались на 3 ÷ 6 см против рядовых, так как, вырисовываясь на светлом фоне неба, они казались более тонкими. Поверхность стилобата и ступеней, а также горизонтальные линии антаблемента слегка выгибались кверху. Выгибы, или курватуры, препятствовали созданию впечатления прогиба горизонтальных плоскостей и линий и усиливали ощущение мощи и упругости элементов храма.

Энтазис (небольшая припухлость ствола колонны, максимум которой приходился на нижнюю половину ствола) не только придает устойчивость колонне, но и делает её «живой», по скульптурному пластичной. Колонна как бы «сплюснута» под тяжестью антаблемента.

Курватуры и другие поправки к формам храма являются свидетельством высочайшего мастерства греческих зодчих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий