25 авг. 2011 г.

Архитектура Индии. Общие сведения

Архитектура Индии отличается большим многообразием. В её создании участвовало много народов и племён, находившихся на разных уровнях общественного развития и обитавших в различных природных условиях. Непроходимая стена высоких горных хребтов Гималаев отделяла Индию от остального мира с севера, а с других сторон – безбрежные океаны.

Древнейшие данные о строительной культуре Индии относятся к III тысячелетию до н.э., когда в долине реки Инда обитали племена, родственные дравидам, населявшим тогда большую часть Индии.

Наиболее значительные археологические открытия, выявившие древнюю культуру долины Инда, были сделаны в Мохенджо-Даро (современное название места руин, на нижнем течении Инда). В III тысячелетии до н.э. там процветал большой благоустроенный город. Город имел относительно правильную прямоугольную планировку, сквозные улицы, направленные по странам света, и развитую, тщательно оборудованную систему канализации.

Дома выстроены целиком из обожжённого кирпича, с плоскими перекрытиями на деревянных балках. Крыши покрывались утрамбованной глиной и служили террасами. Город, по-видимому, страдал от сильных наводнений и много раз перестраивался. Водостоки из купален отдельных домов объединялись общегородскими сточными каналами, устроенными под мостовыми улиц. Раскопками открыт также бассейн для общественных омовений, расположенный посредине прямоугольного двора. Глубина его 2.4 м, длина 11.3 м и ширина 7 м; в него спускались по кирпичным лестницам, к которым примыкала более мелкая часть бассейна.

Дно и стены бассейна выложены из тщательно изготовленных кирпичей, скреплённых гипсовым раствором. За слоем этих кирпичей шел водонепроницаемый слой горной смолы, и далее – глинобитная прокладка между двумя кирпичными стенками. Вся эта очень тщательно выполненная конструкция имела целью предохранить фундаменты сооружения от просачивания воды из бассейна.

Некоторое представление об архитектуре Индии II тысячелетия до н.э. дает самый ранний из сохранившихся индийских литературных памятников – Веды – гимны богам, олицетворяющим силы и явления природы. По названию Веды период II тысячелетия до н.э. условно принято называть «ведийским». Он охватывает первобытнообщинную и раннерабовладельческую эпохи.

На севере Индии (к которому относятся данные Вед) основной ячейкой общества оставалась сельская община, носившая в Индии весьма устойчивый характер. В Ведах упоминаются дома, имеющие более одного этажа, дворцы с многочисленными колоннами и города с несколькими рядами оборонительных стен. На основе верований, отраженных в Ведах, около I тысячелетия до н.э. развилась религия брахманизма.

Об архитектуре следующего периода много ценных сведений дает санскритский эпос I тысячелетия до н.э. – Махабхарата и Рамаяна.

В последнем произведении описывается одна из столиц – Айодхья (Ауд). Она отличалась правильной планировкой и была окружена стенами с многочисленными воротами и наполненным водой рвом. Жилые дома были одинаковой высоты; над ними возвышались роскошные дворцы и храмы. Постройки сооружались в основном из дерева. В городе были разбиты парки, устроены общественные бассейны для купанья, по главным улицам проложены каналы. Правильная планировка городов и их описанное устройство оставались типичными для архитектуры Индии в течение ряда веков.

По данным более поздних строительных трактатов – «Манасара-Шильпашастра», индийские селения тоже строились по определенным планам. Эти трактаты для архитекторов, скульпторов и вообще ремесленников в современном письменном виде относятся к IV-V в.в. н. э., но происходят от древнейших устных традиций. Древним жилищем служили хижины из бамбука и тростника, круглые в плане, с полусферическим покрытием. Впоследствии появился овальный и прямоугольный планы, глинобитные или из сырцового кирпича стены и бочкообразная крыша с каркасом из гнутого бамбука, а также двускатная крыша с острым хребтом. В качестве строительных материалов стали применять бревна и доски. Дома группировались обычно по четыре, образуя квадрат, или по три в виде буквы П, с оградой с четвёртой стороны, замыкавшей внутренний двор. Вокруг селений сооружалась ограда с воротами, верхняя часть которых имела вид опускной решетки.

В рассматриваемый период (I тыс. до н.э.) большого хозяйственного и культурного расцвета достигло одно из северо-индийских государств, расположенное на нижнем Ганге – Магадха. В IV –II вв. до н.э. здесь впервые началось широкое строительство каменных сооружений, главным образом зданий буддийского культа. Гражданские же сооружения и даже дворцы, согласно религиозным правилам, разрешалось строить только из дерева, что послужило причиной их исчезновения.

Об архитектуре дворцов этого времени дают представление, кроме литературных свидетельств, раскопки дворца Ашоки Маурия (III в. до н.э.) и изображения в камне других дворцов этого периода. В Индии в период правления Ашоки значительные события, связанные с буддизмом, были увековечены постановкой столбов – стамбха, с капителями в виде символических фигур. От времени Ашоки сохранилось несколько таких столбов. Замечательная капитель уцелела от стамбха в Сарнатхе; она завершается полуфигурами четырёх львов более 2 м высоты, превосходно изваянных из монолитной глыбы отполированного песчаника.

Основными видами монументального строительства были культовые сооружения:

  • ступа,
  • храм-чайтья и
  • монастырь-вихара.

В переходный период от древности к средневековью старые виды культового строительства отмирали и формировался новый, в котором воплощалась одна общая для всех религиозных направлений, новая классовая, идеологическая концепция эпохи феодализма.

Новым видом культового сооружения стал храм и независимо от того, какую религию он представлял – буддийскую, брахманскую или джайнскую, в его архитектурных формах, композициях и методах строительства не обнаруживалось каких-либо существенных различий.

Из известных трёх видов сооружений буддийского культа, возможно, ступа меньше всего повлиял на храмовую архитектуру. По своему функциональному назначению и монолитной форме ступа скорее приближается к скульптурному монументу, чем к архитектурному произведению. Это сооружение предназначалось для хранения буддийских реликвий или воздвигалось в честь лица или событий, чтимых буддистами. Ступа, как правило, возводилась в форме полусферы на круглом или квадратном основании, увенчивалась сверху реликварием и декоративными «зонтами», обносилась оградой с четырьмя воротами – торана, ориентированными по странам света. Ворота обычно украшались рельефами, изображающими отдельные эпизоды из легендарной жизни Будды. Внутри ограды проходила дорожка, по которой совершалась церемония обхода ступа.

Большинство ступа сооружались из сырца, а верхний слой из обожжённого кирпича, покрытого штукатуркой. Позднее ступа облицовывались ценными породами камня. По существовавшей тогда в Индии практике не разрушать, а обновлять состарившиеся культовые постройки, очень часто ступа покрывались несколькими новыми слоями каменной или кирпичной оболочки, увеличивавшей его первоначальные размеры. Так, например, известная ступа № 1 в Санчи была покрыта во II в. до н.э. оболочкой, увеличивавшей её в 2 раза.

Ступа могла быть любых размеров. Большая ступа обычно стояла в окружении монастыря и маленьких ступа с прахом прославившихся монахов, и весь комплекс нередко заключался в крепостные стены. Маленькие ступа ставились внутри храма-чайтья.

Наиболее древняя и значительная из сохранившихся Большая ступа в Санчи (Центральная Индия) построена царем Ашокой около 250 г. до н.э. и позже расширена. Она состоит из облицованного красным песчаником кирпичного массива, близкого по форме к усеченной полусфере. В ней помещалась реликварная камера. Этот основной объём поставлен на постамент в форме барабана, выступающий край которого представляет собой огражденный круговой обход. К последнему ведет лестница с двумя маршами, направленными в противоположные стороны. На вершине полусферы поднимается стержень с «зонтами», имеющими особое символическое значение в буддийской религии (восхождение к Нирване).

Общая высота ступы 16.5 м, а до вершины стержня – 23.6 м; диаметр основания барабана – 36.6 м. Ступа окружена оградой (II в. до н.э.) с четырьмя воротами – торана (I в. до н.э.), ориентированными по странам света. Десятиметровой высоты ворота сплошь покрыты скульптурными изображениями. Ограда и ворота ступы в основном воспроизводят в камне конструкцию своих прототипов – деревянных сельских ограждений и ворот времени Вед.

Два других вида сооружений буддийского культа: храм-чайтья и монастырь-вихара, по всей вероятности, наиболее тесно связанные с формами народного и гражданского зодчества, проявили особую живучесть, продолжая функционировать в средневековой храмовой архитектуре. Буддийская чайтья – это храм-молельня, в котором молящиеся совершают обряд поклонения ступа. Буддийские храмы-чайтья стали создаваться после того, как появился материальный предмет культа в виде ступа и возникла необходимость в сооружении закрытого помещения для хранения реликвий и для молящихся. До этого все обряды проводились на открытом пространстве.

Буддийская чайтья в типичных формах аналогична ранней христианской базилике: продолговатый трехнефный зал, закругленный а торце апсидой, в которой стоит ступа. Апсида (греч.) – выступ здания, обычно полукруглый или многоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Перед входом в чайтья обычно размещались открытый вестибюль и расположенный впереди него дворик. Перед входом во двор нередко ставились одна или две отдельно стоящие массивные колонны со скульптурным завершением.

Перекрытием для чайтья служил свод, выведенный по деревянным арочным фермам или по изогнутым дугой деревянным ребрам. В скальных чайтья такой вид перекрытия воспроизводился целиком в камне, а на фасаде очертания свода повторялись в огромном подковообразном оконном проеме. Классическим примером храма-чайтья может служить пещерная чайтья в Карли, I в. до н.э.

Третий характерный тип сооружений буддийского культа – вихару было бы не совсем правильно считать сооружением культа до тех пор, пока в ней не стали совершаться культовые обряды. Обычно вихарой в древности называли здание монастырского общежития. Причем вихарой было принято считать любую многоэтажную пирамидальную постройку.

В период раннего средневековья, когда отживали старые типы сооружений буддийского культа – ступа и храм-чайтья, вихара стала преобразовываться в новый тип храма.

В Аджанте имеется 20 пещерных залов типа вихары, созданных между 400-642 гг. В поздних примерах вихара уже преобразована из общежития в буддийский храм, но при этом сохраняется прежняя планировка, характерная для ранних примеров в Кондейне, Насике и других местах.

Простейший тип вихары представляет собой зал с плоским перекрытием, окруженный с трех сторон помещениями келий или целл и имеющий вытянутую по фасаду террасу-портик со столбами. С увеличением размеров вихары и появлением поэтажного расположения вихар друг над другом план вихары усложнился за счет введения одного, а в некоторых случаях двух дополнительных рядов столбов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий