21 нояб. 2010 г.

Архитектура Древнейшей Месопотамии

Развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации – Месопотамии относится к IV – III тыс. до н.э. Бассейн рек Тигра и Евфрата – Месопотамия – был наиболее плодородной территорией Передней Азии и вместе с тем здесь был главный путь, который связывал между собой примыкающие горные и пустынные страны.

При почти полном отсутствии местного камня и леса основным строительным материалом здесь всегда была глина, преимущественно в виде кирпича-сырца, укладывавшегося на асфальте. С конца IV тысячелетия до н.э. изредка встречается обожжённый кирпич, но его значение росло медленно. Сырцовый кирпич, а затем и обожжённый кирпич – первые искусственные строительные материалы.

Судя по дошедшим до нас изображениям, кирпичи готовили из речного глинистого ила, добываемого вёдрами из Тигра или Евфрата. Добавляли мелкую гальку и рубленую солому для уменьшения усушки при высыхании и для увеличения прочности (первый композитный материал). Полученную смесь, глинобетон, набивали в деревянные формы-рамки, которые затем снимали. Размеры кирпичей – 38×14×11 см. В Ассирии кирпичи клали один на другой в сыром виде и они склеивались в монолит.

Наряду с сырцовым кирпичом в государствах Месопотамии – Шумере, Ассирии и Вавилoнии – был в ходу и обожжённый кирпич, применявшийся не столько благодаря повышенной прочности, сколько ради большей долговечности. Его соединяли с сырцовым кирпичом, а также сочетали сырцовый кирпич с камнем.

Развитие строительства и архитектуры зданий из кирпича-сырца – главный вклад древнейшей Месопотамии в мировую архитектуру. Обмазанный глиной тростниковый плетень широко применялся и в качестве конструктивной основы стен жилого дома. Дерево местной породы (пальма) и привозное (кедр, сосна) ценилось очень высоко и в основном применялось для перекрытий, деталей дверей, окон и для отделки.

При переходе от палеолита к неолиту в предгорьях появляются глинобитные дома, как бы вылепленные из самой почвы. Таковы постройки конца VI или начала V тысячелетия до н.э. Дома состоят уже из четырёх-пяти помещений. В неправильно разбитых стенах видна тенденция к прямоугольному начертанию плана. Эти постройки означают важную фазу в развитии жилища, переход от пещерного к построенному из глины.

Стремление селиться как можно ближе к рекам вызвало массовое строительство из тростника. В начале IV тысячелетия до н.э. по всей долине появляются поселения из хижин, вырубленных в самих зарослях тростника, высота которого достигает здесь 4-5 м.

Срубленный тростник укладывали на землю и, покрывая слоем глины, трамбовали; так получался пол. Крайние, оставшиеся несрубленными стебли связывались над головой и переплетались срубленными стеблями. Получался каркас островерхой хижины круглой или овальной в плане формы; его обмазывали глиной.

Религия стала ведущей формой складывавшейся идеологии. Как в северной, так и в южной Месопотамии храмы и храмовые центры появились ранее зарождения государства. Культовые сооружения обычно возводились из кирпича-сырца, т. е. в технике более передовой, чем глинобитные и тростниковые дома. Очень рано, с первой половины IV тысячелетия, в храмах наблюдается стремление к монументальности и симметрии.

Уже в начале IV тысячелетия сложилась схема прямоугольного храма с главным помещением вытянутой в плане формы, в котором находились алтарь и жертвенник. Разработанный по этой схеме тип храма с двумя рядами меньших помещений по его сторонам оказался чрезвычайно удачным и устойчивым; он применялся в различных вариантах в течение тысячелетий.

Вход был на короткой стороне, святилище имело продольную направленность. В дальнейшем, с выделением храма в отдельное здание, вход обычно устраивался в глубокой нише (айвaне) между массивными боковыми выступами.

Храмы выполнялись также из плоских сырцовых кирпичей прямоугольной формы на глиняном растворе; размеры кирпичей росли с совершенствованием техники изготовления. Кирпичи позволяли создать перевязку в чередующихся рядах кладки и образовать на поверхности стен сложную систему отступов и выступов. Необожжённый кирпич применялся редко, главным образом как облицовочный материал. В качестве связующего и водоизоляционного материала широко использовался битум (горная смола). Раствор кладки из кирпича-сырца обычно состоял из глины, иногда с примесью золы и битума. Известковый раствор начинает применяться позднее, примерно с середины І тысячелетия до н.э.

Для значительного улучшения связи и прочности сырцовых стен часто использовались прокладки из тростника: через каждые 5-13 слоев кирпича укладывались пропитанные битумом плетни или тростниковые циновки. Помимо укрепления стен они предохраняли конструкции от влаги и почвенных солей.

Дефицит дерева и отсутствие высокопрочных каменных пород в значительной мере обусловили широкое развитие сводчатых конструкций.

На протяжении веков стены храмов делались то гладкими, то украшались выступами и нишами; культовый зал имел то прямое, то поперечное расположение. Но во всех периодах храмы направлены по сторонам света не стенами, а углами – ориентация, господствовавшая во всей последующей архитектуре Месопотамии.

К концу IV тысячелетия зародилась и развилась характерная для архитектуры Месопотамии храмовая башня – зиккурaт – что означает по-аккaдски «вершина». Первоначально все храмы строились, по-видимому, на высоких платформах, что отразилось в Шумерском обозначении всякого храма – «э-кур» (буквально «дом горы»).

В IV тысячелетии до н.э. стены жилых домов и храмов делались почти глухими, иногда со щелями для проветривания под самой крышей.

Для поселений Двуречья и Месопотамии вообще в III тысячелетии до н.э. характерна сплошная застройка кварталов с общими стенами между отдельными домами и выходящими на улицу глухими фасадами с оконцами под самой крышей. Такая застройка требовала, чтобы в центре дома был либо дворик, либо помещение, стены которого возвышались бы над крышей остальных; тогда свет мог проникать через него в окружающие помещения.

Зиккурат Ура (ІІІ тысячелетие до н.э.) сохранился лучше других ступенчатых башен. Верхние ярусы были, по-видимому, незначительны но сравнению с гигантским прямоугольным и вытянутым в плане нижним массивом (65×43 м). Его боковые плоскости, слегка наклонённые как бы для большей устойчивости, расчленены широкими плоскими выступами.

Лёгкая выпуклость (в плане) задней и боковых граней усиливала впечатление несокрушимой мощи. Три лестницы сходятся непрерывными маршами на высоте около 15 м и кажутся бесконечными. Мощный взлёт лестниц подчеркивает нерасчленённость самого массива, выявляя огромный масштаб и мрачное величие зиккурата.

Трудно себе представить более яркое выражение идеологии древневосточных абсолютных деспотий, совершенно подавлявших не только рабов, но и всех подданных. Поэтому тип зиккурата оставался долгое время ведущим в архитектуре Месопотамии и примыкающих районов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий