26 авг. 2011 г.

Архитектура Индии. Культовые сооружения

Великий храм Кайласанатха в Элуре (в штате Махараштра, VIII в.) занимает особое место по технике его создания. Все здание храма вместе со скульптурой изваяно из монолитного скального массива, образованного выемкой рвов вокруг него.

Насколько была трудоёмка работа по сооружению этого храма, можно судить по тому, что храм имеет 61 м длины, 30.5 м высоты и 30.5 м ширины. Процесс ваяния происходил, начиная с верхних частей здания. Храм Кайласанатха является своеобразным памятником коллективного творчества народных мастеров.

С полным утверждением феодализма прекращается строительство монолитных скальных храмов, которые в большинстве своем относятся к рабовладельческой эпохе.

В XI в., когда Индия состояла из мелких феодальных княжеств, па севере страны возникали новые государства во главе с мусульманскими династиями завоевателей, пришедших из Афганистана, Средней Азии и других стран. С упрочением в XII в. образовавшихся государств усилился приток в Индию переселенцев из этих стран, что вместе с распространением ислама внесло новые черты и в архитектуру Индии.

В XI-XVII вв. наблюдается исключительное развитие скульптурного оформления южных храмов с плоским горизонтальным перекрытием и надвратными башнями – гопурам.

Храмы превращаются в грандиозные комплексы с концентрическими оградами и занимают огромные территории. В этих храмах происходили массовые торжества при участии властителя-раджи. Концентрические ограды, число которых доходит до семи, имели и оборонное значение.

Таковы храмы в Танжере (XI-XVIII вв.), в Чидамбарам (XI-XVIII вв.), Шрирангам (XIII-XVIII вв.) и Мадуре (XVII в.). В этих комплексах внутри центральной ограды помещается святилище.

На центральной оси каждой ограды возвышаются огромные надвратные башни-гопурам, которые, например, в Мадуре сплошь покрыты раскрашенной скульптурой из терракоты. Архитектурные формы перегружены скульптурной декорацией.

Завершением расцвета монументальной архитектуры на юге, где продолжалось развитие древних традиций, является большой храмовый комплекс в Мадуре, построенный в основном в XVII в.

После завоевания северной Индии мусульманской династией Газневидов (XII-XIV вв.) и др. на этой территории новые завоеватели – мусульмане насаждают ислам. Последний принес с собой новые для Индии типы культовых зданий – мечети, мавзолеи и резко отрицательное отношение к скульптуре. Рассадником новой архитектуры был город Дели, шесть веков служивший столицей мусульманских династий.

Новые правители строили, привлекая индусских мастеров, усыпальницы мечети, крепости, а также дворцы, которые прежде обычно были деревянными. Распространилась кладка на растворе и в связи с этим новые конструкции – арки, своды, купола и паруса. Портально-купольная композиция стала господствующей, особенно в зданиях мавзолеев и мечетей. Широкое применение получили мраморная облицовка, изящные декоративные растительные и геометрические мотивы и арабский эпиграфический орнамент.

Однако архитектура этих построек сильно отличалась по характеру от надобных зданий в Средней Азии, Иране, Афганистане и в арабских странах, так как испытала сильное влияние древних строительных традиций Индии. Архитектура культовых мусульманских зданий Индии отличается огромным масштабом, величием замысла, изяществом и разнообразием форм.

К числу замечательных произведений этой архитектуры относится минарет Кутб-Минар (около 1200 г.) в Старом Дели, достигающий высоты 72.6 м, а в диаметре основания – 14 м. Он отличается исключительно красивой пучкообразной формой и построен из красного песчаника. Два верхних яруса восстановлены из белого мрамора в XIV в взамен разрушенной молнией верхней части. В первом ярусе минарета полукруглые колонны чередуются с выступающими углами, во втором ярусе выступают одни полуколонны, в третьем – одни углы. Каждый ярус подчеркнут круговыми балконами. Изящество и законченность форм, богатство отделки и прекрасные пропорции выделяют этот замечательный минарет среди подобных сооружений других стран.

Особенное развитие получили в мусульманской Индии надгробные сооружения. Усыпальница Мухаммеда Адиль-шаха в Биджапуре (1626-1656 гг.), так называемый Гол Гумбаз, представляет собой монументальное, простое по объёму здание, завершенное полусферическим куполом, первоначально позолоченным.

Его основание окружают высеченные в камне, типичные для архитектуры Индии лепестки лотоса. Внутренний диаметр купола 38 м, общая высота здания, равная его ширине, – 66 м. Прорезанные проёмами угловые башни, арочки в верхней части стен, ожерелье из лепестков у основания купола оживляют и смягчают монументальную архитектуру этого величественного здания.

Расцвет средневекового зодчества северной Индии завершается в период существования империи Бабуридов (Великих Моголов, 1526-1707 гг.). В числе гражданских сооружений этого времени интерес представляют крепости; образцом их служит форт Агры, сооруженный в XVI-XVII вв.

Одним из лучших образцов архитектуры начала могольского периода является главный вход – Буланд Дарваза – Большой мечети в Фатехпур-Сикри, близ Агры. Общая форма входа повторяет иранские образцы, но в иной трактовке: боковые лоджии и техника декорации – инкрустация белым мрамором в красном песчанике – являются исконными индийскими приемами.

В архитектуре XVII утонченность силуэтов, инкрустации цветным камнем в белом мраморе стали господствующими чертами.

Развитие архитектуры усыпальниц закончилось мавзолеем Тадж Махал, после которого было создано очень мало художественных построек этого типа. Мавзолей построен в Агре в 1650 г. Шах-Джеханом для своей жены.

Лучшие зодчие Переднего Востока, Средней Азии и Индии осуществляли строительство. Здание мавзолея исключительно цельно и стройно. Его главные архитектурно-художественные достоинства – пропорциональность, идеальная уравновешенность, законченность и лёгкость форм, которые делают его одним из замечательных произведений мировой архитектуры. Особенным изяществом и чистотой контуров отличается необычайно стройный и легкий купол, это «облачко, отдыхающее на воздушном троне» – как говорят в Индии.

Особенности формы мавзолея Тадж Махал и его гладкая поверхность максимально выявляют художественные свойства белого мрамора. Здание в плане квадратное, со срезанными углами. Ширина фасада здания равна его высоте; общая высота от поверхности земли – почти 75 м. Оно поднято на квадратную мраморную террасу, длина стороны которой достигает 95.5 м, с четырьмя минаретами по углам. Ниже лежит платформа из красного песчаника, на которой по сторонам мавзолея стоят два здания из красного песчаника с белыми куполами: мечеть и гостиница.

Декоративный эффект полированного мрамора не зависит от освещения: он замечателен и при ярком солнце, и при лунном свете. Мавзолей размещается в парке с каналами, водоёмами и фонтанами и окружён оградой из красного песчаника. Кипарисовая аллея от ворот подводит к светлому зданию мавзолея, отражающемуся в водоёме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий