19 авг. 2011 г.

Архитектура Индии. Строительство с применением каменной кладки

Известны случаи применения камня в жилищном и крепостном строительстве поселений Таксилы, начиная со II в. до н.э. В Бхирмаунде для фундамента и первых этажей зданий использовалась бутовая кладка из местных пород камня известняка и канджура. Это была грубая беспорядочная кладка с применением щебня.

Во II в. н.э. происходит дальнейшее совершенствование кладки, ставшей значительно более прочной, с применением хорошо отесанных камней, уложенных правильными рядами. Широкое применение кладки из тёсаного камня началось по существу в период раннего средневековья. С этих пор открывается новая эра индийского зодчества.

Тёсаный камень, требующий для своей обработки большой квалификации и значительной затраты времени и труда, стал применяться только в уникальных постройках Индии – использовался почти исключительно вплоть до XIII в. лишь в храмовом зодчестве. И даже в случае строительства одного здания нередко использовалась смешанная кладка из различных пород камня и камня с кирпичом. Подобная строительная практика была особенно характерна для Южной Индии. Сочетание разнообразных материалов вызывалось соображениями целесообразного распределения веса в верхних частях, добавления прочности в нижних несущих, а также необходимостью облегчения и удешевления процесса строительных работ.

Храмы V-VII вв. строились главным образом из мягких пород камня, преимущественно из известняка желтоватого и сероватого цвета. На юге Индии применялся песчаник и гранит, причем при выборе строительного материала учитывались местные условия и сообразно им принимались решения. Так, например, для Прибрежного храма в Махабалипураме, стоящем на самом берегу моря, в условиях сильного выветривания и влажности, строительным материалом был избран гранит, а для храма Кайласанатха в Канчипураме, расположенного вдали от моря, – песчаник и кирпич.

Добыча строительного камня производилась в карьерах. Там же подвергались первоначальной обработке квадры, монолитные столбы. Дальнейшая обработка производилась на строительной площадке. Такой метод строительства обеспечивал экономию в транспортировке материала. Каменные блоки соединялись между собой на строительной площадке при помощи заранее намоченных деревянных клиньев, которые забивались в просверленные в блоках отверстия или же при помощи металлических штырей. Каменные блоки обрабатывались молотками, затем выравнивались и шлифовались другими инструментами. Скульптура также обрабатывалась в каменоломнях и соединялась с остальными частями здания на месте, поэтому не всегда она была точно рассчитана для того места, в которое она была предназначена. Об этом свидетельствуют обнаруженные швы в отдельных скульптурных фрагментах.

Такой метод строительных работ позволяет предполагать, что осуществлялись здания по проекту, в котором были определены все его размеры. Возможно, были распространены заранее изготовленные модели зданий.

Каменное зодчество развивалось под сильным и постоянным влиянием конструктивно-строительных приёмов и архитектурных форм, сложившихся в строительстве из дерева, кирпича, глины и других материалов. Сознательная, очень упорная имитация форм, сложившихся в недолговечных материалах, достигла крайнего предела в скальных сооружениях, где высекались ненужные балки и прогоны, воспроизводились головки гвоздей, и даже в отдельных случаях к своду, высеченному в скале, подвешивались для полной иллюзии деревянные стропила.

Строители не проявляли намерения выявить качества нового для них материала камня и продолжали воспроизводить в нем привычные старые формы, освященные традицией и религией. Имитация в камне деревянных форм продолжалась в монументальном храмовом зодчестве на юге Индии до XIX в., тем самым лишний раз подтверждая, что главным строительным материалом здесь оставалось дерево.

В Южной Индии широко применялись, даже в каменных сооружениях, деревянные колонны и столбы, чаще всего из тикового дерева. Встречались случаи, когда плоский каменный потолок был уложен по деревянным балкам, которые в свою очередь опирались на деревянные столбы. Возможно, что по мере того, как деревянные столбы приходили в ветхость, они заменялись в течение столетий каменными, вытесанными по форме старых деревянных столбов. Каменному блоку придавали форму тонкой деревянной стойки с большими выносными консолями, а в каменном перекрытии выводили ненужные прогоны.

В исключительных случаях в монументальных сооружениях применялись монолитные каменные блоки. Потолочные балки из камня, уподобленные деревянным балкам, создавались из монолитного каменного блока. Оригинальной являлась конструкция, применяемая в Майсуре до XIII в. и встречающаяся также в других районах Юга, когда длинные узкие монолитные каменные плиты перекрытия соединялись между собой по тому же принципу, по которому соединяется деревянный настил, уложенный в шпунт, т. е. одни плиты в месте шва имеют пазы, а другие – гребни.

Медленно и постепенно индийские зодчие отказывались от слепого подражания деревянным формам и переходили к освоению каменных. Для этого потребовалось несколько столетий. И все же в более позднем строительстве с применением каменной кладки продолжали сохраняться старинные приёмы и формы. Так, например, от деревянного зодчества архитектура перешла в каменную стоечно-балочную систему, при которой междуэтажные и верхние перекрытия укладывались по каменным столбам.

Полезный сайт - Лучшие задачи по экономике, финансам и менеджменту

Комментариев нет:

Отправить комментарий