10 июл. 2011 г.

Древний Рим. Заключение

Римская архитектура прошла длинный путь развития вместе с общественным развитием Италии и покорённых Римом стран, создавая сооружения, которые отображают последовательно становление государства-города, его превращение в развитое рабовладельческое государство, затем переход к высшей стадии рабовладения – Римской империи и, наконец, разложение рабовладельческого общества, зарождение в его недрах нового, феодального, и его идеологии – христианства.

К концу I в. и к первой половине II в. н.э. относится наибольшее из возможных в условиях рабовладельческого строя равновесие общества на огромной территории от Британии до Передней Азии. В этот краткий период были созданы лучшие памятники римской архитектуры: гигантский зал под открытым небом – Колизей и Пантеон – величайшее купольное сооружение древности.

Купол Пантеона и крестовые своды базилики Максенция – только частные случаи многовекового развития приёмов организации внутреннего пространства, которое протекало преимущественно в создании комплексов терм – самых сложных из римских сооружений по заданию и по пространственной композиции. В термах равновесие здания зависит от мастерской его планировки и от тщательного исполнения вознесённых на громадную высоту тяжёлых, монолитных бетонных сводов.

Значительные достижения римской архитектуры теснейшим образом связаны с развитием строительной техники. Развитие внутреннего пространства связано с появлением техники бетона и бетонного сводостроения, которое является следствием целого ряда общественных факторов, в том числе и наличия дешёвого рабского труда. Техника бетона вырастает с развитием рабовладения, которое обеспечивает в неограниченном количестве малоквалифицированную рабочую силу; рабский труд как бы откристаллизован в тяжёлых, часто избыточных массах римских сооружений.

Поэтому конструкции из монолитного бетона начинают облегчаться не только с развитием инженерной мысли и изменением эстетических требований общества, но и в связи с уменьшением количества рабов, т.е. изменениями экономического порядка. Техника бетона умирает с агонией рабовладения; тяжёлые бетонные купола постепенно вытесняются лёгкими куполами из кирпича и терракотовых трубок.

Римские варианты ордеров – коринфский и композитный достигают в римских постройках колоссальных размеров: при таких масштабах высота коринфской древнеримской колонны почти вдвое превосходит обычную в Греции классического периода высоту дорической колонны.

В то время как на Древнем Востоке и в Греции инженерные сооружения оставались чисто функциональными, в понятии римлян дороги, мосты, акведуки, гавани были памятниками их господства и проводниками «римского мира» во всех покорённых силой оружия странах. К дорогам Гая Гракха, к акведукам Клавдия и мостам Траяна равно прилагались понятия красоты и монументальности. Римские инженерные сооружения – такие же полноценные памятники архитектуры, как мемориальные арки, термы, зрелищные сооружения и виллы.

Отсутствие органического единства между сводчатой конструкцией и ордерным декором – одно из характерных противоречий римской архитектуры, особенно при Римской империи.

Замена ордерной аркады аркадой по колоннам означает попытку создать новый синтез между ордером и арочно-сводчатой конструкцией. Это более органическое сочетание колонн и опирающихся на них арок получило широкое распространение в архитектуре последних веков Римской империи. Оно перешло в памятники раннехристианские, а затем в византийскую и романскую архитектуру.

Полезные сайты:

Сборник решенных задач по экономике, финансам и менеджменту

Экономика и менеджмент. Статьи и доклады

Экономика и право. Статьи и аналитика

Актуальные материалы для юристов

Комментариев нет:

Отправить комментарий