Всего в Вавилоне было 4 главных (астрaльных) Бога: Мардyк – крылатый бык, Набy – крылатый человек, Негaл – крылатый лев и Нинyркт – крылатый орёл.
Святилище бога Мардука включало огромный участок (около 16 га), обнесённый двойной стеной с 12 монументальными воротами. Храм Мардука состоял из главного здания (77х86 м), окружённого мощной стеной с бастионами; он имел белые стены, голубые зубцы и чёрный цоколь.
Прямо против главных (священных) ворот, выходивших на «Дорогу процессий», стояла знаменитая Вавилонская башня – огромный восьмиярусный зиккурат, носивший название – Этеменaнки, «дом основы Небес и Земли», как называли его вавилоняне, полагавшие, что на вершине башни обитает сам великий бог Мардук.
Зиккурат Этеменaнки – прославленная библейской легендой Вавилoнская бaшня – с давних пор привлекал к себе внимание исследователей. Описания античных авторов вызвали бесчисленные попытки изобразить его. Из вавилонских надписей известно, что он существовал уже при Хаммурaпи (царь Вавилонии в 1792 – 1750 г.г. до н.э.), много раз терпел разрушения и перестраивался.
Археолога, нашедшего не только место, где когда-то стояла башня, но и её основание, звали Кольдевeй. Впоследствии говорили, что ему сопутствовало просто-таки огромное везение: Кольдевей попал на ту самую стену, о которой некогда писал Геродoт: «...На стене той могут разъехаться две колесницы, запряжённые четвёрками лошадей...». Стена, обнаруженная Кольдевеем, – самое крупное из городских укреплений древности. Только число башен на ней достигало 360, а расстояние между каждыми двумя – 50 м. Таким образом, получалось, что длина стены составляла приблизительно 18 км.
В отличие от древних, прямоугольных в плане храмовых башен зиккурат имел квадратное основание, со сторонами около 91,5 м, а в высоту он достигал 33 м. Его внутреннее ядро состояло из сырца; облицовка – из обожжённых кирпичей (32х32 см), уложенных на битуме. Расчленённые с каждой стороны 12 широкими лопатками, стены были в отличие от ранних зиккуратов строго вертикальны.
Второй ярус практически не уступал первому по площади, но был значительно ниже – не более 18 м; издали две первые террасы казались цельным каменным кубом. Все последующие этажи были ещё ниже – их высота не превышала 6 м. Такое уменьшение таило в себе ещё одну маленькую хитрость: общая высота башни была в точности равна длине стороны основания – около 90 м. На площадке, образованной крышей седьмого яруса, стоял 15-метровый храм верховного бога Вавилонии Мардука, покрытый золотом и облицованный голубым глазурованным кирпичом.
Пирамида Хеопса, высота которой больше высоты зиккурата почти вдвое, скрадывает столь колоссальные размеры своей формой, от широкого основания постепенно сходя на нет. Чёткие же формы зиккурата не позволяли глазу скользить по гладким ребрам или откосам. Взгляд зрителя неизбежно передвигался рывками, вынуждая осознавать грандиозность сооружения, и пятнадцатиметровый сверкающий храм на вершине зиккурата, видимый за десятки километров, выглядел настолько величественно и вызывающе, что кочевники-иудеи считали его воплощением человеческого могущества, богатства, знатности и спеси.
Зиккурат был главной святыней Вавилонского царства. Изощрённый ритуал моления начинался внизу, у золотой статуи верховного божества, которая, если верить Геродоту, весила 24 т. К башне примыкала треугольная каменная лестница, которая вела на первый ярус. Оттуда пилигримы (итал. рellegrino – странствующие богомольцы, паломники), поднимаясь с террасы на террасу, попадали на верхнюю площадку, где стоял голубой храм. Войти в него, впрочем, мог только старший из жрецов: в храме обитал сам Мардук, там стояли его ложе и позолоченный стол, туда вносились многочисленные дары и жертвы, в том числе и человеческие.
Широко известная реконструкция Кольдевея изображает Вавилонскую башню близкой к кубическому объёму, с мало выраженной ступенчатостью. В отличие от неё новейшая из многочисленных реконструкций (шведского археолога Бусинка) рисует башню восьмиярусной, в соответствии с описанием Геродота. Два нижних яруса, расчлененных лопатками, показаны намного выше остальных. К южной стене примыкали три лестницы, ведущие на первую террасу (как и в Уре).
Комментариев нет:
Отправить комментарий