14 дек. 2010 г.

Древний Египет. Стоечно-балочная система и египетский ордер

Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определённая система взаимосвязи конструкции и её художественного истолкования путём придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила условное название oрдера.

В переводе с латинского языка слово «ордер» означает порядок, строй, включающий конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение – капитeль, а в нижней – бaзу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.

В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор – столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически правильной формы, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.

Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм – это лишённая мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами.

Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы.

Получают широкое развитие колонны в виде гранёного цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело её ствола жёлобами – каннелюрами. Иногда ствол колонны равномерно утончался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5-5,5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты – абaки. Египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.

Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились несколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип – стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространённых в Египте растений, как папирус, лoтос и пaльма.

Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из «пучка стеблей», т.е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных рёбер (следуя угловатому сечению стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объёмными «жгутами», как бы стягивающими «связки стеблей». Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка.

Кроме колонн растительных форм египтяне часто использовали столбы четырехугольного или многогранного сечения. Начиная со времени Среднего царства встречаются два особенных типа колонн. Это колонны с изображением на капители головы богини Гатoр и так называемые колонны Осuриса в храмовых постройках. Такая колонна обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм, иногда это была статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое.

Опорные панели между столбами строители выкладывали из каменных балок, сверху на них укладывали каменные плиты, которые образовывали плоский потолок. Над ним сверху не было кровли, ведь дождь в Египте – величайшая редкость. Карниз служил сначала только венчанием стен, но потом его подняли выше балок перекрытия и он превратился в один из элементов украшения стены. Такой карниз был украшен фигурами животных и растений (например, изображениями священной кoбры-урeя).

Капители колонн выполнялись пальмовидными, папирусообразными с закрытым бутоном цветка, папирусообразными с распустившимся цветком, в виде головы богини Гатoр, которая получила особенно широкое распространение в Позднем Египте.

Египтяне умели строить и настоящие своды, но делали они это только исключительно при строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении складских помещений и прокладке каналов. Лестницы стали использоваться гораздо позже, до этого в большинстве случаев для соединения различных уровней и этажей здания пользовались наклонной плоскостью – пaндусом.

Египетские мастера начиная с незапамятных времен работали по точным тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе папируса, глиняной табличке или известняковой плите, часто он работал с помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а позднее и при выполнении работ.

Чтобы стены зданий пересекались под прямым углом, использовалось известное древним египтянам соотношение сторон треугольника 3 : 4 : 5; угол между сторонами длиной 3 и 4 единицы – обязательно прямой, поэтому отношение короткой и длинной сторон плана помещения первоначально принимали равным 3 : 4.

Египетским строителям отношение 3 : 4 : 5 так нравилось, что им пользовались и при определении геометрии сводов, описывая их очертание из трёх центров у основания и вершины двух египетских треугольников. Как сообщает Плутaрх (ок. 43 – ок. 127, древнегреческий писатель и историк), этот треугольник считали в Египте священным, им пользовались в различных соотношениях.

Позднее соотношение катетов египетского треугольника было заменено соотношением сторон прямоугольника, длину которых назначали по правилам золотой пропорции. Пропорция в архитектуре – гармоничное, соразмерное соотношение величин: длины, ширины, высоты.

Золотое сечение, золотую пропорцию размеров сторон помещения, высоты и ширины дверных и оконных проёмов находят делением отрезка длиной а в крайнем и среднем отношении. Делением его на две такие части х и а – х , бoльшая из которых х будет средним геометрическим между длинами а и а – х. Размер х находят из математической пропорции а : х = х : (а – х), откуда, положив а = 1, получают квадратное уравнение x2 + x – 1 = 0 и далее x = 0.618. Следовательно, размеры сторон прямоугольника будут равны 0.618 и 1 – 0.618 = 0.382, а их отношение 0.618:0.382 = 1.62. Отношение сторон египетского треугольника 4 : 3 = 1.33.

Золотое сечение, которое господствует и в архитектуре, и в природе египтянами было возведено, как и треугольник с соотношением сторон 3 : 4 : 5, в ранг святых. Ему подчинены также и пропорции человеческого тела.

Пропорции в архитектуре, планировке и композиции определяют их художественное восприятие точно так же, как мелодия и такт определяют звучание музыки, ритм – стихов. Архитектура – это застывшая музыка. Единство пользы, прочности и красоты, – таковы содержание и специфика архитектуры, – говорили древние зодчие.

Простые деревенские жилища-хижины строили из тростника, осoки и глины. Более крупные здания возводили из высушенных на солнце глиняных кирпичей. В основном так строились дома в городах. То есть, для строительства использовались лёгкие и непрочные материалы. В силу этих причин до нас дошло очень мало следов таких построек и сооружений.

Дворцы фараонов и знати, как и жилища простых людей, тоже строили из непрочных материалов, в основном из глиняных кирпичей, высушенных на солнце. В отличие от храмов, где поклонялись богам постоянно и во все времена, каждый из фараонов после вступления на трон строил себе новый дворец. Здания быстро ветшали и разрушались, и поэтому от дворцов фараонов не осталось даже руин. Остатки стен и битая черепица – вот и всё, что можно увидеть на местах ранее великолепных дворцов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий