25 дек. 2010 г.

Древний Египет. Пирамиды

На территории между Каиром и Файюмским оазисом, в долине Нила и на границе песков Ливийской пустыни на протяжении 70 км разбросаны руины более восьмидесяти древних пирамид. Перед ними лежат плодородные зeмли долины Нила, позади начинаются бесконечные ливийские пески – граница жизни и смерти. «Всё боится времени, а время боится пирамид», – говорили древние.

Пирамиды – это не просто символы деспотизма жестокого рабовладельческого государства, как считают многие, начиная со времён Геродoта – для древних египтян пирамиды были знаками вечности, символами обновления жизни и олицетворением чистоты. Конец погребального пути – пирамида – возвышалась над всеми остальными элементами архитектурного ансамбля и выражала идею абсолютной деспотии, где всё сходится к вершине пирамиды, к одной точке – к фараону. О работе над проектированием пирамид известно очень мало. Можно лишь предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и планов.

Наибольшую сложность при проектировании пирамид представляли две задачи: первая – требовалось идеально выровнять основание, что при длине стороны в 100, 200 м и более весьма сложно; вторая – требовалось идеально высчитать углы наклона граней наружных блоков и угол наклона рёбер угловых камней, так, чтобы эти рёбра сошлись в одну точку на огромной высоте. И то, и другое осуществлялось с очень высокой точностью, что подтверждает факт прекрасного владения древнеегипетскими зодчими прикладной математикой.

Большая часть человечества воспринимает египетские пирамиды как некий заранее данный факт, не задумываясь над вопросом об их происхождении и причинах появления. Исследования храмовых записей и памятников дали археологам возможность конкретного ответа на этот вопрос. Сейчас известно не только имя гения в истории человечества, который первым высказал идею постройки этих исполинских сооружений, но даже его внешний облик – это был советник фараона Джосeра зодчий Имхотeп.

Наиболее ранним крупным монументальным памятником древнего Египта является комплекс пирамиды фараона Джосера в Саккара (около 2780 г. до н.э.) , недалеко от Каира. Каменная пирамида была построена по плану, предложенному зодчим Имхотепом – главным строителем. План этот выглядел довольно просто. На традиционную мастабу невиданных ранее размеров ставилась вторая, несколько меньшая, на неё – следующая и т.д. В пирамиде Джосера, высота которой достигала 60 м, было шесть таких уменьшающихся гробниц. Общая площадь комплекса – около 15 га; строительный материал – белый известняк. Верхняя часть пирамиды разрушена временем. Вокруг пирамиды, в замкнутом прямоугольнике общего плана, размещались различные храмовые постройки.

Форма ступенчатой пирамиды в Саккара, по-видимому, не удовлетворяла строителей пирамид последующего времени. Так, пирамида в Медyме ещё ступенчатая, но с более отвесными гранями и более высоким низом; строитель пирамиды в Дашуре совсем отказался от уступов, но прибег к излому граней, сделав более крутой лишь нижнюю половину пирамиды. В Гизе египетские пирамиды имеют предельно простую форму.

Из египетских пирамид всеобщей известностью пользуются три пирамиды около современной деревни Гизе, в нескольких десятках километров к северу от древней столицы – Мeмфиса. Пирамиды в Гизе служили гробницами трёх фараонов: Хуфy (по-гречески Хеoпса), Хефрeна и Микерина.

Вот уже сорок пять веков они вызывают удивление и восхищение. Пирамиды фараонов Хуфу и Хефрена считались одним из семи чудес света. И сегодня эти огромные, построенные на вечные времена гробницы служат символами египетской культуры. Вид пирамид, стоящих на краю огромной пустыни, производит неизгладимое впечатление и на человека нашего времени Первоначальная высота пирамиды Хуфу была 146.6 м, Хефрена – 143.5 м, Микерина – 66.5 м. Сегодня пирамида Хуфу возвышается над пустыней лишь на 137 м, Хефрена – на 136.6 м.

Самой древней пирамидой архитектурного ансамбля в Гизе является пирамида Хуфу. Предполагают, что главным архитектором пирамиды был вельможа Хемoн, родственник фараона. Площадь её основания составляет 5.4 га. До 1880 г. она была самым высоким сооружением в мире (её высоту на 20 м превысили две надстроенные башни Кёльнского собора, Германия).

Хуфу, чтобы построить свою пирамиду, вверг страну в пучину бедствий. Геродот (древнегреческий историк) в своей «Истории» уверяет, что сто тысяч человек, менявшихся каждые три месяца, вначале десять лет возводили дорогу (пандус), а потом двадцать лет строили саму пирамиду. Сколько из каждой сотни тысяч за эти три месяца оставалось в живых, знали лишь Боги да ещё, пожалуй, писцы фараонов.

До наших дней число жизней, поглощённых пирамидой прежде, чем она стала усыпальницей одного человека, не дошло. Испепеляющая жара, нечеловеческие условия труда и безжалостные удары хлыстов жестоких надсмотрщиков… Можно предполагать, что величественная гробница обошлась Египту в десятки (сотни) тысяч подданных.

Технология постройки пирамид всё ещё вызывает дискуссии. До последнего времени считалось, что пирамиды в Гизе сложены из тщательно обработанных блоков известняка. Предполагалось, что известняковые глыбы вырубались в каменоломнях на другом берегу в верхнем течении Нила с помощью примитивных клиньев и кувалд, затем они пилились верёвкой, натянутой на изогнутую палку, подсыпая под верёвку мокрый песок. После первичной обработки блоки с помощью катков и папирусных канатов, останки которых сохранились и были найдены при раскопках, перетаскивались к воде, переправлялись на другой берег, поднимались на строительную площадку, тщательно шлифовались и по отлогому склону холма, который рос вместе с пирамидой, втаскивались к вершине сооружения. Однако, это не совсем так. А вернее, совсем не так.

«Гипотезой, висящей на волоске» назвали учёные удивительнейшую находку – человеческий волос внутри одного из блоков пирамиды Хеопса; выходит, блоки изготавливались на месте – они были бетонными, а не каменными. Оказывается, древнеегипетские строители знали секрет изготовления бетона. Эти бетонные блоки пирамид были отформованы из смеси мелкой гальки, рубленой соломы и нильского ила. Автоматически отпала версия о загадочной доставке к месту укладки громадного количества многотонных блоков. Затем были обнаружены следы опалубки и определены 13 компонентов бетона.

Пирамиду возводили в несколько приёмов. Для строительства пирамиды Хеопса было изготовлено 2 миллиона 300 тысяч бетонных блоков массой около 2.5 тонн каждый. Если взять за основу данные Геродота, т.е. время строительства пирамиды 20 лет, то получим вполне реальный срок, получается, что ежедневно необходимо было укладывать в среднем 315 таких блоков. О тщательности доводки гигантских блоков свидетельствует точная их разметка перед установкой на место (найдены номера блоков, нанесённые на их поверхность краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между блоками не превышает, как правило, всего лишь 0.15 мм. После окончания укладки блоков грани пирамиды облицовывались плитами из белого известняка. Сначала выполняли отделку верхней части пирамиды, после этого приступали к соседней нижней части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь. В настоящее время эти плиты почти полностью исчезли.

Фундамент пирамиды имеет форму квадрата со сторонами около 230.3-230.3 м, угол наклона граней 51°52'. Грани пирамиды сориентированы по сторонам света с точностью, которая вызывает удивление – ошибка составляет всего лишь несколько минут. Вход в пирамиду находится на северной её стороне, внутрь ведёт низкий коридор. Угол наклона пола коридора равен углу, под которым древние египтяне могли видеть Полярную звезду, куда по их верованиям направлялись души усопших.

После наклонного коридора примерно на уровне земли начинается коридор, ведущий вверх, он выходит в маленькую галерею, а та ведёт в небольшую камеру. Если идти дальше, то мы попадём в великолепную галерею, длина которой 47 м, а высота 8.5 м. Называют её Большой галереей. Это уникальное техническое сооружение. Плиты облицовки ложного свода уложены друг на друга, при этом каждый последующий слой заходит на предыдущий на 5 . 6 см. По сторонам галерею обрамляют каменные блоки, они так тщательно подогнаны друг к другу, что кажутся сплошной стеной. Большая галерея, ведёт в небольшую комнату-шлюз.

Перед погребальной камерой, в месте, где к ней подходит Большая галерея с её великолепным ложным сводом, был устроен «шлюз» – последняя ловушка для грабителей, на которых должен был обрушиться груз песка из тщательно замаскированной «полки» и тяжелая скользящая в пазах решетка в придачу.

За ней находится погребальная камера фараона. Длина камеры 10.5 м, ширина 5.2 м, высота 5.8 м. Она облицована плитами розового гранита. Над потолком погребальной комнаты находятся пять разгрузочных камер, самая верхняя заканчивается двускатной крышей из огромных гранитных блоков – они принимают на себя колоссальную тяжесть давящей на погребальную камеру каменной массы. Погребальная камера фараона сориентирована точно по сторонам света. У западной её стены стоит саркофaг, который выполнен из одной глыбы розового гранита. Крышка саркофага отсутствует, от мумии фараона тоже не осталось никаких следов.

Пирамида таит в себе три погребальные камеры, они соответствуют трём стадиям её строительства, поскольку фараон желал, чтобы его гробница была готова в любой момент.

Вот уже несколько тысячелетий пирамида Хеопса молчаливо хранит в себе числовые тайны, одной из которых является следующая: сумма четырёх сторон основания (периметр) составляет около 921.2 м. Если разделить это число на удвоенную высоту пирамиды (2 . 146.6 = 293.2 м), то в частном получится 3.14 – знаменитое число «пи». Вряд ли это случайное совпадение.

Хефрен построил пирамиду, чуть меньшую по размерам, чем пирамида его отца – фараона Хеопса. Подошва пирамиды имеет размеры 210.5 . 210.5 м. Она сохранилась лучше, чем пирамида Хеопса, так что под вершиной даже уцелели плиты облицовки. Нижняя часть пирамиды была облицована гранитом. Внутренняя планировка пирамиды была проста: облицованный гранитными плитами коридор ведёт в погребальную камеру, потолок которой сделан из известняковых блоков в форме двускатной крыши. Угол наклона плит потолка равен углу наклона граней пирамиды – 52°20'.

Пирамида фараона Микерина значительно меньше двух предыдущих. Её подошва имеет размеры 108.5 . 108.5 м, угол наклона граней пирамиды 51°20' Нижняя треть пирамиды была облицована розовым асуaнским гранитом, 16 рядов этой облицовки хорошо сохранились. От плит известняка, составляющих облицовку верхней части пирамиды, не осталось ничего. Коридоры входа и погребальная камера тоже были облицованы гранитом.

В Гизе есть такое каменное сооружение, подобного которому нет нигде в мире. Это огромный Сфинкс – самая знаменитая скульптура древности. Каменный лев с головой человека высечен из цельной скалы (длина 57 м, высота 20 м) к северо-западу от нижнего храма Хеопса. По всей вероятности, Сфинкс – одно из творений времени фараона Хефрена. В древних текстах о нем нет никаких сведений, не сохранилось ни единой скальной надписи, где он упоминался бы.

Греческое наименование «Сфинкс», как предполагают, происходит от египетского «шeпес анх» – «живой образ». Это сочетание являлось одним из иносказательных определений бога-первотворца Атyма, властелина мироздания, воплощением частицы которого, возможно, считался Сфинкс. Помимо этого, Сфинкс определенно был защитником и хранителем некрополя пирамид. Меж его передних лап стояла статуя фараона, словно говоря о том, что власть царя над Египтом не только дарована богами, но и бережется ими. Лев, чьим телом наделён Сфинкс, уже сам по себе символизирует царя и царскую власть. Лицо его, украшенное царской накладной бородкой, и обрамленное ритуальным головным убором – клaфтом – также есть лицо фараона. Считалось, что этот огромный хищник не только наделён разумом, но и ни на минуту не смыкает глаз. Его бодрствование было залогом постоянства мироздания, сохранения неизменности путей Солнца и Луны. Ему приносили жертвы, ему возносили моления, его уменьшённые копии ставили перед гробницами и дворцами. Сфинкс – единственный в своём роде памятник. Ни под ним, ни поблизости от него не обнаружено святилища.

Расцвет храмового строительства в эпоху Нового царства совпадает со временем, когда значительную роль в политической жизни страны стало играть могущественное фивaнское жрeчество. В это время складывается тип монументального наземного храма и возводятся крупнейшие храмовые комплексы Древнего Египта.

Формирование типа храма шло на основе традиций заупокойных храмов эпохи Древнего и Среднего царств. Композиция эта подчинена принципу фронтально-осевого построения с глубинным развитием открытых, полуоткрытых и замкнутых пространств.

Основными элементами храмового комплекса были:

  • подводящая к храму, обрамлённая с двух сторон статуями сфинксов монументальная аллея;
  • массивная стена с портaлом входа – пилoн, фасад храма;
  • окружённый изнутри колоннами двор – перистиль;
  • закрытое помещение с рядами колонн – гипостильный зал, освещение которого обычно осуществлялось за счёт перепада высот среднего и более низких боковых рядов колонн;
  • сравнительно небольшое затемнённое помещение святилища, вокруг которого располагались помещения для жрецов. Cвятилище пусто, в нём находится только символ и жертвенный стол.

В архитектуре древнеегипетских храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы выполнялись всё более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался объём помещений – здание раскрывалось, подобно цветку растения.

Последовательное развитие симметричных пространств по главной оси с возрастанием значения масс и постепенным затенением пространства, подавление человека крупным масштабом форм и усиливающийся эффект таинственности – важнейшие элементы психологического воздействия архитектуры, подготавливающих людей к совершению мистического религиозного ритуала.

Некоторые храмы в начале Нового царства получили общегосударственное династическое значение, в первую очередь столичный фивaнский храмовый ансамбль, известный по названиям двух современных деревень – Карнaка и Луксoра.

Храм Амoна (Бог-покровитель г. Фив) в Карнаке создавался в течение более полутора тысячелетий, примерно с начала II тысячелетия и кончая I столетием до н.э.. К первоначальному ядру, много раз перестраивавшемуся, добавлялись впоследствии всё новые части: пилоны, дворы, гипостильные залы. Один фараон стремился превзойти другого грандиозностью выстроенных им частей храма. О размахе архитектуры храма дают представление масштабы его гипостильного зала с колоннами высотой 20.4 м, диаметром 3.57 м (в средних рядах).

Гипостильный зал Карнака – это целый лес колоссальных колонн, масштабы которых должны были казаться ещё поразительнее благодаря их отдалённому сходству с формами относительно небольших растений.

Сквозь этот лес колонн по средней оси шёл проход, освещённый верхним светом и уходивший через расположенные далее пилоны и дворы в глубину храма, к сокровенному святилищу.

Сила художественного воздействия этой архитектуры на суеверного человека немало повышалась средствами изобразительного искусства: расстановкой скульптуры, рельефами и красочными росписями, которые покрывали таинственными изображениями и надписями все части и детали храма.

В результате своего многовекового роста Карнакский храм не утратил архитектурно-художественной целостности. Каждая его часть по-своему развивала лейтмотив таинственности и грандиозной мощи.

Колоннады Луксoрского храма принадлежат к числу лучших примеров колоннад периода расцвета египетской архитектуры. В особенности замечательна колоннада двора Аменхотeпа III (египетский фараон, около 1455 – 1419 гг. до н.э.). Её папирусообразные колонны (высотой около 20 м) полновесно массивны и в то же время своеобразно стройны, упруги и устремлены ввысь раскрытыми кверху капителями. Благодаря закрытости абака колоколом капители в колоннах этого типа создается видимый интервал между капителью и архитравными балками, и тем самым маскируется опорная роль колонны. Наоборот, в пучкообразных капителях Луксора, подражающих не открытым, а закрытым бутонам папируса, момент упора выражен с огромной силой и лаконичностью, в особенности в месте стыка каменных бутонов и абака. Более поздние, не расчленённые на отдельные «стебли» (так называемые «моностильные») колонны во дворе Рамсеса II (египетский фараон, 1317 – 1251 гг. до н.э) примитивнее по своему художественному облику. Но их обобщённые и грузные формы особенно выразительны в соседстве со статуями, расставленными в интерколумниях.

Карнакский и Луксорский храмы были объединены в единый ансамбль не только друг с другом, но и с цепью заупокойных храмов фараонов на противоположном берегу Нила. Весь ансамбль тянулся по периферии огромного четырехугольника.

Истощённая войнами, разорённая расточительным дворцово-храмовым строительством Нового царства и потрясаемая восстаниями рабов и бедноты, египетская деспотия вступает к началу I тысячелетия до н.э. в длительный период своего упадка. Египет становится ареной бесконечной борьбы за власть, приводящей к подчинению его иноземцам: ливийцам, эфиопам, ассирийцам, персам. С 332 г. до н.э. завоеванный Александром Македонским Египет становится эллинистической державой. В 30 г. до н.э. Египет теряет свою самостоятельность и превращается в одно из римских владений. Римское завоевание, положившее конец самостоятельному существованию эллинистического Египта, ускорило начавшийся уже ранее процесс угасания египетской архитектуры.

Египетская архитектура, с её огромным богатством и своеобразием форм и мотивов, занимает одно из весьма значительных мест в мировом архитектурном наследии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий