16 апр. 2011 г.

Древний Рим. Ордера и их развитие

В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный).

Тосканский ордер – самый простой, с наиболее массивными колоннами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

Римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть.

Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. С развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его пышная удлинённая капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастает из колонны, ствол которой часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Не менее богат и карниз, который близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.

Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике и особенностям тектонического строя образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции.

С относительным уменьшением интерколумния за счёт увеличения стройности общих пропорций наметились и соответствующие закономерности изменения масштабности:

  • тосканский ордер более характерен для небольших сооружений,
  • коринфский и композитный - для относительно крупных.

При стремлении выразить необходимые качества художественного образа (например, торжественность и величественность или, наоборот, простоту и монументальность) выбирался и соответствующий ордер. Ордерная система приобретает новое выразительное качество, как чисто пластическое средство расчленения стены по законам ордерного строя. В этом сказалось характерное для метода римлян отделение конструктивного решения от внешнего облика, привычка рассматривать истинную конструкцию и декор как два независимых друг от друга компонента.

На основе наложения ордера на арочный проём в стене в Риме зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура, так называемая ордерная аркада. Ордер в ней практически не несет конструктивной функции.

Абрис (очертание) арки выделен полуциркульным архивольтом. Архивольт (обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены) своими членениями повторяет архитрав, как бы символизируя ордерную балку, изогнутую по очертанию арки.

В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее – более лёгкие ордера (ионический, коринфский).

В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура (аркада на колоннах), в которой преодолевается тектоническая двойственность ордерной аркады. Обрамлённые архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена их конструктивная функция. Истоками арочная система на колоннах восходит к малоазийским и далматийским постройкам императорского периода.

Кроссворды по экономике

Комментариев нет:

Отправить комментарий