14 февр. 2011 г.

Архитектура Древней Греции. Общественные сооружения

Процесс формирования театрального сооружения неотделим от процесса развития греческой драмы, возникшей из примитивных сельских игрищ и хороводов, связанных с культом Диониса.

Основными элементами театрального сооружения являлись: орхестра – круглая площадка для хора (часто с алтарём посредине), скёна – первоначально палатка для переодевания актёров и театрон – места для зрителей, располагавшиеся полукругом вокруг орхестры, для чего обычно использовался склон холма. Театрон первоначально имел неправильную форму, но уже в конце V в. до н.э. скамьи стали располагаться по окружности. Театрон как правило охватывал немногим более полуокружности. Первые ряды, состоявшие обычно из нарядно обработанных кресел, предназначались для почётных граждан общины. Наиболее сложным элементом театра являлась скена. Чаще всего это двухэтажное здание, отделённое от театрона проходами. В IV и III в. до н.э. перед скеной появляется пристройка – проскёний. Его перекрытие (логейон) стало со II в. до н.э. основным местом выступления актёров. Наиболее выдающимися театральными сооружениями IV в. до н.э. являются театр в Эпидавре и театр Диониса в Афинах.

Театр в Эпидавре (на Пелопоннесе), построенный архитектором Поликлетом Младшим, был одним из красивейших в Греции. Его театрон, расположенный по склону холма, разделен кольцевым проходом на две части. Входы в театр были обработаны в виде парадных ворот. Театр в Эпидавре замечателен также и прекрасными акустическими свойствами.

Типичным примером небольшого городского эллинистического театра является театр в Приене, строительство которого датируется второй половиной IV и началом III в. до н.э. Театр вмещал 5000 человек. Со ступеней театра открывался прекрасный вид на город, комплекс сооружений городского центра и морское побережье.

Греческие театральные здания, построенные на основе веками выверенной композиционной системы, изложенной позже в трактате Витрувия (книга V), отличались безупречной акустикой и оптикой, а также своеобразной красотой. Театр с его эффектно изогнутым коническим пространством амфитеатра, заполненного пёстрой и шумной толпой, невысокой сценой с изящным мраморным портиком и, наконец, великолепным свободно обозреваемым ландшафтом является живым воплощением демократических идеалов греческого общества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий