В каждую эпоху создавались особые каноны соотношения частей зданий, которым строго следовали китайские зодчие. Как видно из многочисленных примеров, платформа или стилобат являлись непременной принадлежностью китайского здания. На стилобате воздвигалась вся конструктивная основа здания, представляющая собой сборный каркас, состоящий из типовых элементов: столбов-колонн, несущих всю нагрузку от верхних частей здания, и системы балок, карниза и стропил.
Стены здания, особенно на юге – лёгкие, ненесущие; они являлись лишь заполнением, своеобразной ширмой, отделяющей помещение от внешней среды. Благодаря такому функциональному разделению конструктивных элементов на несущие, несомые и ограждающие представлялись большие возможности в размещении оконных и дверных проёмов в самых различных комбинациях, как это было удобно в зависимости от климатических и функционально-бытовых условий.
Размещение оконных и дверных проемов, их размеры, а также расстояние между колоннами здания и их высота определялись, исходя из выработанной веками и установленной в строительстве основной модульной единицы – масштабной единицы 1 фэнь = 3.2 мм.
Каркасная система имела большое распространение не только в деревянной, но и в каменной архитектуре, где толстые кирпичные стены являлись лишь заполнением между деревянными столбами – колоннами.
Мощность и величие китайского здания выявляется в его огромной, высокой и сильно изогнутой крыше, опирающейся на массивные колонны. Большие парадные сооружения часто имеют двойную крышу, верхняя часть которой является как бы надстройкой чисто декоративного характера.
Существует множество теорий о происхождении этой своеобразной, чисто китайской формы крыши. Наиболее вероятно предположение о том, что стремление придать большую уравновешенность всей архитектурной массе здания, а также преодолеть впечатление огромной давящей на него массы крыши заставило китайских зодчих изогнуть ее концы. Так создалась идущая вверх линия, которую сами китайцы уподобляли крыльям летящей птицы. Постоянное стремление строителей к гармоническому сочетанию постройки с окружающей природой тоже могло привести к созданию этой кривой линии, подражающей изогнутым ветвям деревьев окружающего парка.
Строились здания, где конструктивная каркасная основа была из дерева, а каменные стены заполняли пролеты между колоннами на одну – две трети высоты здания. Верхняя часть стены представляла собой деревянную перегородку, в которой по всему периметру устраивались окна.
Центральная часть главного фасада, где была дверь в помещение, также выполнялась из дерева. Иногда три стены имели каменное заполнение, а фасадная часть – деревянное в виде ширмы с включением окон и дверей.
Кажется, что проще было бы создать сооружения со сплошным заполнением стен камнем, но, как видно из ряда примеров, зодчих не удовлетворяло такое решение, и они искали другие приёмы, сочетая разнообразные материалы. В процессе длительной эволюции был выработан своеобразный классический архитектурный ордер, отличающийся от классической ордерной системы Греции.
В китайском здании, даже если оно окружено колоннами (периптер), или при устройстве портика, столб играет особую, как конструктивную, так и композиционную, роль. Вследствие своеобразного конструктивного решения верхней части здания, столб – колонна имеет иное значение, чем в греческой классике.
Столб является не только подпорой для архитрава, но и служит конструктивным элементом, органически связанным через так называемую «консольную капитель» со своеобразной системой вышележащих балок. Балки воспринимают большую нагрузку от тяжёлой, массивной крыши и посредством особой системы стропил передают эти усилия на столбы. Взаимопроникновение вертикальных и горизонтальных элементов здания, призванных держать всю значительную нагрузку верхней части сооружения, является специфической чертой китайского здания – павильона.
Если в европейском здании крыша лежит на стене и опорах, то здесь она отделена от них посредством сложной конструктивной системы карниза, состоящего из целого ряда деревянных элементов в виде балок и особых кронштейнов так называемых «доу» и «гун», получивших в дальнейшем название «доу-гун».
Доу-гун являлся связующим звеном, амортизирующим элементом между балкой и опорой и в то же время – своеобразной капителью столба. Интересно отметить, что доу-гун применялся, в основном, в ответственных сооружениях дворцов и храмов; в народной архитектуре доу-гун был запрещен.
Конструктивное устройство доу-гуна – остроумное и сложное, он чрезвычайно разнообразен по своим составным частям. При одной и той же конструктивной схеме можно встретить множество вариантов, отличающихся друг от друга различным числом типовых элементов. Доу-гун являлся не только конструкцией для равномерного распределения вертикальных нагрузок на балки и столбы, но также служил элементом, посредством которого можно было устраивать большой вынос крыши. Перекладина, поддерживающая кровлю – ляояньфан, опирающая на доу-гун, в ряде случаев выступала вперед от оси опоры на 1 м и более.
Доу-гун, обладая замечательными конструктивными свойствами, в то же время был очень красив, эффектен по своему внешнему виду и являлся богатым украшением всего здания. В доу-гуне рельефно видна органическая связь между конструктивными и декоративными элементами. Сама по себе интересная форма, вызванная строительными соображениями, превратилась в замечательное архитектурно-художественное средство. Форма доу-гуна, свойственная деревянному зодчеству, нашла также применение и в каменной архитектуре, приобретая в этом случае чисто декоративное значение.
Полезные сайты:
Сборник решенных задач по экономике, финансам и менеджменту
Экономика и менеджмент. Статьи и доклады